http://s57.radikal.ru/i157/0808/73/bc763d9e2160.jpg

Лейбл: ЦАО Рекордс / Монолит
Дата релиза: 25 октября 2007 года

Я понимаю, что все вы уже послушали этот альбом. И, в общем-то, правильно сделали. Вот только писать что-нибудь осмысленное об этом диске сразу после релиза было решительно невозможно. Цирк на форуме, фантастические цифры на mp3.ru, многочисленные хвалебные отзывы, переполненные эпитетами в превосходной степени, нереальный и совершенно непредсказуемый аншлаг в «Апельсине» - и как результат, статус «культовой» и «великой» группы. Не знаю, насколько это репрезентативно, но весь ноябрь большинство моих знакомых, которых всегда сложно было заподозрить в интересе к православному рэпу, разговаривали цитатами из «Качелей». Слово «помешательство», может быть, не самое подходящее, но это первое, что приходит на ум.

Прошло два месяца, шумиха немного улеглась, и теперь можно попробовать оценить этот альбом более трезвым, отстраненным взглядом, постаравшись забыть обо всех новоприобретенных статусах и стереотипах. Отличный, ровный, приятный во всех отношениях и почти во всех треках альбом. Если говорить, конечно, исключительно о музыкальной его части. Slim как битмейкер всегда был очень интересен, но последние работы («Город Дорог», «Этажи», «Качели») окончательно превращают его в одного из самых интересных музыкантов нашего хип-хопа.

Что касается всего остального на этом диске - однозначности намного меньше. Подача Птахи как минимум спорна: я не знаю ни одного человека, называющего его своим любимым МС, но знаю многих людей, которые не переваривают его стиль. Главная звезда и хэдлайнер группы Гуф появляется не во всех треках и читает (если не брать во внимание «Не на экспорт») будто из-под палки. В итоге создается впечатление, что один Slim изначально понимал важность этого релиза для группы - и выложился на полную. Лучше него на альбоме отметились только 5 Плюх и Джино прекрасными гостевыми куплетами, сделав «Легенды» и «Нюни» лучшими треками диска.

Кстати, насчет приглашенных исполнителей. Тут тоже все очень спорно. Баста отлично вписался и в «Город дорог», и во «Всем берегам», хотя его же с Гуфом «Моя игра» звучит все равно лучше. Бледный звучит, как всегда, экзотично, ТАНDEM Foundation дополнили своей энергетикой «Не на экспорт», но выглядят они на этом треке как высветленная прядь волос на голове у брюнетки: совершенно не в тему, но вроде неплохо. Все остальные гостевые куплеты и припевы можно с легким сердцем проматывать. А некоторые - даже нужно.

А теперь главная черта этого альбома - тематика. Нет, кажется, ни одного трека, в котором не упоминаются наркотические вещества. И знаете, это напрягает. Причем дело даже не в ханжестве или лицемерии. Проблема в том, что альбом поймут только те люди, которые знают, что такое «ловить отходняки от голландского фена» и так далее, а слушают, цитируют и восторгаются им не только такие люди. И не получается не думать о вещах, которые находятся чуть выше, чем хип-хоп, и чуть выше, чем музыка. Слово «ответственность», может быть, не самое подходящее, но это первое, что приходит на ум. Московские пацаны Гуф, Птаха и Slim - практически идеальные ролевые модели для 15-20 летних слушателей (так или иначе, основная возрастная категория целевой аудитории). Судите сами: молодые, дерзкие, честно-правдивые, успешные, антигламурные... и употребляют наркотики. Причем если на альбоме Гуфа было много сложносочиненных строчек, которые должны были заставить задуматься о целесообразности копирования его образа жизни, то на «Качелях» подобного по минимуму:

      Употребляем что-то для здоровья и для бодрости...

Люди, сознание которых еще не до конца убито добро-грустной лирикой или фантастическими гангстерскими сагами, называют «Качели» лучшим (или, в крайней случае, одним из лучших) альбомом года. И это, наверное, оправданно: Москва получила то, по чему давно соскучилась, то, в чем так отчаянно нуждалась - пресловутый голос поколения. Что ж, какое поколение - такой и голос. Вот только большой вопрос, насколько кармически правильно, что именно такая группа и именно такой альбом получают культовый статус.

И еще. Задумайтесь хотя бы на секунду, что лучше - «покупать доли в клубах» (Тимати «В Клубе») или «продавать там круглые» (CENTR «Около Клуба»). Даже будучи идеологически намного ближе к ребятам из ЦАО, я бы пожелал своему сыну реализовать именно первый сценарий. Выражение «потому что так правильнее», может быть, не самое подходящее, но это первое, что приходит на ум. Hate me now.

hiphop.ru